“ема 4
Ћитература эпохи просвещени€

 © I.Kovalenko

Ќа главную страницу

—борник тем

ѕлан лекции

  ѕредыдуща€ тема

Ѕлиц-опрос по материалам лекции

  —ледующа€ тема

ѕлан семинара

  √лоссарий

—амосто€тельна€ работа

  Ѕиблиографический список

“емы рефератов и курсовых работ

 

ѕлан лекции

1. Ћитература буржуазной революции XVII в. “ворчество ƒжона ћильтона (9 декабр€ 1608-8 но€бр€ 1674).

2. —оциальный фон английской литературы XVIII века.

3. ‘илософи€ и эстетика просветительства. ќсновные жанры и литературные направлени€ эпохи.

4. ќбщественно-публицистическа€ де€тельность ƒжозефа јддисона (1 ма€ 1672-17 июн€ 1719) и –ичарда —тила (март 1672-1 сент€бр€ 1729).

5. “ворчество јлександра ѕоупа (27 ма€ 1688-30 ма€ 1744). ‘илософско-дидактическа€ поэма "ќпыт о человеке".

6. ƒаниэль ƒефо (26 апрел€ 1660-24 апрел€ 1731) Ц создатель просветительского реалистического романа.

7.  рупнейший сатирик XVIII в. ƒжонатан —вифт (30 но€бр€ 1667-19 окт€бр€ 1745). ѕроблемы государства, человека, науки в романе "ѕутешестви€ Ћемюэл€ √улливера".

—лева направо: ƒжон ћильтон, ƒжозеф јддисон, јлександр ѕоуп, ƒаниэль ƒефо, ƒжонатан —вифт, —эмюэл –ичардсон, “обиас ƒжордж —моллет, Ћоренс —терн, –ичард Ѕринсли Ўеридан

8. ћорализаторска€ направленность романов —эмюэла –ичардсона (19 августа 1689-4 июл€ 1761).

9. “ворчество √енри ‘илдинга (22 апрел€ 1707-8 окт€бр€ 1754):

Ц ‘илдинг-драматург;

Ц ѕолемика с –ичардсоном, пародии на "ѕамелу";

Ц " омическа€ эпопе€" в прозе:  "»стори€ “ома ƒжонса, найденыша".

10. √ротескный принцип изображени€ действительности в романах “обиаса ƒжорджа —моллета (март 1721-20 сент€бр€ 1771).

11.  ƒраматурги€ XVIII в.: ƒжон √ей (30 июн€ 1685-4 декабр€ 1732); –ичард Ѕринсли Ўеридан (30 окт€бр€ 1751-7 июл€ 1816), "Ўкола злослови€".

12.  ульт чувства в сентиментализме:

Ц " ладбищенска€ поэзи€": ƒжеймс “омсон (11 сент€бр€ 1700-27 августа 1748), Ёдвард ёнг (1683-5 апрел€ 1765), “омас √рей (26 декабр€ 1716-30 июл€ 1771), ”иль€м  упер (но€брь 1731-25 апрел€ 1800);

Ц ќсобенности композиции и повествовательной манеры в романах Ћоренса —терна (24 но€бр€ 1713-18 марта 1768).

 назад

Ѕлиц-опрос по материалам лекции

1.  акой век св€зан в ≈вропе с эпохой ѕросвещени€?  ак называетс€ эта эпоха по-английски?

2.  то зан€л английский престол в результате —лавной революции?

3. »з представителей каких двух партий состо€л английский парламент в эту эпоху?

4.  акой оксюморон использовал ј. –адищев, характеризу€ эпоху ѕросвещени€?

5.  акой герой находилс€ в центре внимани€ писателей-реалистов эпохи ѕросвещени€?

6. ѕоэзи€ или проза преобладала в реализме ѕросвещени€?

7.  акое литературное направление доминировало в эпоху раннего / зрелого ѕросвещени€: реализм или классицизм?

8.  то из просветителей издавал журналы "«ритель" и "Ѕолтун"?

9. јлександр ѕоуп утверждал мысль о гармонии или дисгармонии окружающего мира?

10.  акую поэму ј. ѕоуп заканчивает словами: "¬смотрись в себ€!"?

11.  акие жанры превалировали в эпоху раннего ѕросвещени€?

12.  ем был ƒ. —вифт по национальности?

13.  ак называетс€ написанна€ —вифтом сатира на религию?

14.  акой журнал редактировал ƒ. —вифт?

15. ¬ каком жанре написаны "ѕисьма суконщика" —вифта?

16.  ак называетс€ страна великанов?

17.  то живет в стране гуигнгмов?  то такие гуигнгмы?

18.  ак —вифт уточн€ет формулу "„еловек Ц мысл€щее существо"?

19.  ака€ литературна€ форма зародилась в эпоху зрелого ѕросвещени€?

20. „то такое роман по определению ¬.√. Ѕелинского?

21.  аким произведением ƒ. ƒефо поддержал ¬ильгельма ќранского?

22. «а какой памфлет он попал в тюрьму?

23. ѕосле чего ƒефо был освобожден из тюрьмы?

24. ¬ымышленна€ или подлинна€ истори€ положена в основу "–обинзона  рузо"?

25.  акую манеру повествовани€ предпочитал ƒефо: от 1-го или от 3-го лица?

26. ќ чем повествует 2-€ часть "–обинзона  рузо"?

27. ¬ каком жанре написана "ѕамела" —. –ичардсона?

28. ѕереведите на английский €зык "любовное кружево".

29. ¬ каком романе –ичардсона воплощен образец мужской добродетели?

30.  ак √. ‘илдинг начал свою литературную карьеру?

31.  ака€ пьеса ‘илдинга, по мнению ƒ. —вифта, была безумно смешной?

32. √де происходит действие в пьесе √. ‘илдинга "∆изнь и смерть ћальчика-—-ѕальчик ¬еликого"?

33. ѕочему √. ‘илдинг обратилс€ к жанру романа?

34. ƒайте определение романа по ‘илдингу.

35.  акие произведени€ ‘илдинга €вл€ютс€ пародией на –ичардсона?

36.  ак фамили€ ѕамелы из романа –ичардсона?

37. „то должен сочетать в себе роман, согласно теории романа √. ‘илдинга?

38. ѕовествование от чьего лица вводит в литературу ‘илдинг?

39.  акой роман ‘илдинга называют вершиной просветительского реализма?

40.  ак звали сводного брата “ома ƒжонса-найденыша?

41. Ќазовите по-английски фамилию благодетел€ “ома.

42.  акие слова √ораци€ использовал √. ‘илдинг в качестве эпиграфа к "»стории “ома ƒжонса, Ќайденыша"?

43. —колько книг включает в себ€ "»стори€ “ома ƒжонса, Ќайденыша"?

44. ¬ какой части "»стори€ “ома ƒжонса, Ќайденыша" из романа воспитани€ перерастает в "роман большой дороги"?

45. „то характеризует классический роман воспитани€? 

46. »зображение чего преобладает у “. —моллета: пороков или добродетелей?

47.  акое литературное направление возникло в эпоху позднего ѕросвещени€?

48. „то означает пантеизм?

49.  то написал поэмы "¬ремена года" и "«амок бездель€"?

50.  ак Ќ.  арамзин называл поэму Ё. ёнга "∆алоба, или ночные размышлени€ о жизни, смерти и бессмертии"?

51.  ак называетс€ поэтическое направление, начатое ёнгом?

52.  акой человек у сентименталистов противопоставлен человеку разумному у просветителей?

53. √де Ћ. —терн служил св€щенником?

54. ¬ каком романе —терн нарушил все каноны повествовани€?

55. — чего —терн начинает жизнеописание “ристрама Ўенди?

56.   группе каких героев относ€тс€ д€д€ “оби, капрал “рим, пастор …орик?

57. ¬ какой из этих стран не бывал пастор …орик: √ермании, ‘ранции или »талии?

58. ѕеречислите литературные жанры, существовавшие в эпоху позднего ѕросвещени€.

59. Ќазовите известную пьесу –. Ўеридана, поставленную во ћ’ј“е в 1940 г. с ќ. јндровской и ћ. яншиным в главных рол€х.

60.  аким термином благодар€ пьесе Ўеридана "—оперники" называют неправильное словоупотребление?

 назад

—амосто€тельна€ работа

1.  ѕрочтите поэмы јлександра ѕоупа (Alexander Pope, 1688-1744) "ќпыт о критике" / Essay on Criticism, "ќпыты о морали" / Moral Essays и "ќпыт о человеке" / Essay on Man в оригинале и переводе. Ќасколько правомерен, с вашей точки зрени€, перевод слова "essay" как "опыт"? ¬ чем состоит разница между жанрами эссе и опыта?

2. ѕодготовьте сообщение на тему " ульт природы в эстетике эпохи ѕросвещени€" (на примере поэм "ѕасторали" ј. ѕоупа и "¬ремена года" ƒ. “омсона).

         3. ƒаниэль ƒефо (Daniel Defoe, 1660-1731)

а) ѕрочтите стихотворную сатиру ƒ. ƒефо "„истокровный англичанин" / The True-Born Englishman, 1701 в оригинале и русском переводе и ответьте на вопросы:
Ц Ќа чью генеалогию нападает ƒефо в этом памфлете?
Ц „то придает произведению эмоциональный колорит? ¬ыберите примеры слов и словосочетаний, характеризующие, по выражению автора, истоки английской нации.
Ц  ак восприн€л король ¬ильгельм
III эту поэму?
Ц ѕочему ¬ильгельм
III ќранский вз€л ƒ. ƒефо под свое покровительство?
  —лева: портрет
¬ильгельма III ќранского

б) —оставьте список ключевых выражений, характеризующих образ –обинзона в романе "–обинзон  рузо" / The Life and Strange Surprising Adventures of Robinson Crusoe, 1719. »зучите дневниковый метод –обинзона  рузо "добро-зло" ("худо-хорошо") дл€ его характеристики.

с) ѕрокомментируйте манеру повествовани€ ƒ. ƒефо в романах "–обинзон  рузо", "ћоль ‘ландерс", "Ћеди –оксана".  акими средствами автор добиваетс€  иллюзии документальности?

4. ƒжонатан —вифт (Jonathan Swift, 1667-1745)

а) ¬ыделите характерные черты жанра памфлета (на примере работ ƒ. —вифта "ѕоведение союзников", "ѕисьма суконщика" и др.) и дайте определение жанра памфлета. Ќапишите памфлет на интересующую вас современную тему.

б) ѕодготовьте историческую справку о политической ситуации в јнглии в начале XVIII в. и ответьте, в св€зи, с чем был написан памфлет ƒ. —вифта о “омасе ”ортоне (" ратка€ характеристика его —ветлости графа “омаса ”ортона, лорда-наместника »рландии", 1710).  акие черты акцентируютс€ в портрете графа ”ортона?

в) ћежду сказочной Ћилипутией и јнглией эпохи —вифта много общего. Ќайдите примеры иносказаний и намеков в первой части "ѕутешествий √улливера" (GulliverТs Travels) и подберите им соответстви€ в реальности того периода.
        г) ќхарактеризуйте образ корол€ Ѕробдингнега (2 часть "ѕутешествий √улливера"). ¬ыберите примеры его высказываний и поступков, доказывающие, что он был мудрым правителем и добродетельным человеком.
       д) ѕрочитайте главы 5, 6 третьей части "ѕутешествий √улливера" и перечислите примеры научных исследований, проводимых в јкадемии ѕрожектеров.  аково отношение —вифта к де€тельности подобного рода?
       е) —оставьте коллективный портрет-характеристику йеху (по
IV части "ѕутешествий √улливера"). ѕочему на основании этого произведени€ —вифта назвали мизантропом?

5. √eнри ‘илдинг (Henry Fielding, 1707-1754)

а) »зучите теорию романа √. ‘илдинга и вы€вите ее ключевые черты. ¬ чем заключаетс€ новаторство теории? ѕомните, что это было врем€ зарождени€ жанра романа в английской литературе. ѕроследите воплощение его теории романной формы в произведении "»стори€ “ома ƒжонса, найденыша" / The History of Tom Jones, a Foundling.
б) ¬ыделите характеристики классического романа воспитани€ (на материале романа ‘илдинга "»стори€ “ома ƒжонса, найденыша").
в) ќхарактеризуйте образ —офьи /“ома в романе ‘илдинга "»стори€ “ома ƒжонса, найденыша".
г) —делайте сопоставительный анализ образа ƒон  ихота в романе ћ. —ервантеса "’итроумный идальго ƒон  ихот Ћаманчский" и пьесе √. ‘илдинга "ƒон  ихот в јнглии". (—м. примечание к заданию 15, тема 3).
—лева: портрет √енри ‘илдинга

6. ѕроведите исследование повествовательной манеры Ћоренса —терна (Lawrence Sterne, 1713-1768) и композиции романа "∆изнь и мнени€ “ристрама Ўенди, джентльмена". ѕочему это произведение назвали бомбой, разрушившей форму романа (bomb hitting the novel form)? „то революционного внес автор в повествование?

7. ќхарактеризуйте образ –оберта Ћавлейса (в старых русских переводах фамили€ писалась как Ћовелас) в романе " ларисса, или »стори€ молодой леди" —эмюэла –ичардсона (Samuel Richardson, 1689-1761). ѕочему, с вашей точки зрени€, этот герой –ичардсона приобрел массу поклонников? 

8. ѕрочитайте и прокомментируйте эссе √рэма √рина "‘илдинг и —терн". ќбъ€сните, почему √рин считает их революционными авторами.

ƒополнительна€ информаци€ в календаре англо€зычной культуры, см. даты:
ƒжозеф јддисон Ц 1 ма€, 17 июн€, 8 марта
–ичард —тил Ц 8 марта
јлександр ѕоуп Ц 27 ма€, 8 марта
ƒаниэль ƒефо Ц 26 апрел€, 8 марта, 9 апрел€, 14 июн€, 1 сент€бр€, 30 сент€бр€
ƒжонатан —вифт Ц 19 окт€бр€, 8 марта
—эмюэл –ичардсон Ц 19 августа, 4 июл€
√енри ‘илдинг
Ц 22 апрел€, 8 окт€бр€
–ичард Ѕринсли Ўеридан Ц 30 окт€бр€, 7 ма€
Ћоренс —терн Ц 24 но€бр€
ƒжон ћильтон Ц 9 декабр€, 27 апрел€, 17 июн€  

 назад

“емы рефератов и курсовых работ

1. ѕалитра цвета ј. ѕоупа (на примере поэм "¬индзорский лес", "ѕасторали", "ѕохищение локона" и др.).

2. Ёволюци€ жанра эпистол€рного романа в англо€зычной литературе (см. презентацию диплома Ќ. –обинзонович в банке студенческих работ)

3. ѕроблема государства в романе ƒ. —вифта "ѕутешестви€ √улливера".

4. ќбраз Ћовеласа в романе —. –ичардсона " ларисса, или »стори€ молодой леди".

5.  онтрастные образы в романе √. ‘илдинга "»стори€ “ома ƒжонса, найденыша".

6. ¬ли€ние творчества —. –ичардсона на русскую культуру XVIII-XIX вв. (на примере "≈вгени€ ќнегина" ј.—. ѕушкина).

7.  ќтражение философии пантеизма в "кладбищенской поэзии".

8. Ћингвистическа€ специфика англо€зычного памфлета эпохи ѕросвещени€: (см. презентацию диплома ј.  ондратьевой в банке студенческих работ)

9. ќбраз геро€-любовника в европейской литературе (см. презентацию диплома ¬. „еушевой в банке студенческих работ).

назад