”чебна€ программа по дисциплине ƒѕѕ.‘.11
«арубежна€ литература и литература страны
изучаемого €зыка
(Ћитература јнглии и —Ўј)

 © I.Kovalenko
Ќа главную страницу  
—борник тем

“емы рефератов

ѕо€снительна€ записка

“емы курсовых и дипломных работ

“ематический план

¬опросы к экзамену

—одержание курса: Ћитература јнглии

Ѕиблиографический список: Ћитература јнглии

—одержание курса: Ћитература —Ўј

Ѕиблиографический список: Ћитература —Ўј

 

ѕо€снительна€ записка

ƒанный курс преследует цель дать представление студентам факультета иностранных €зыков, обучающимс€ по специальности 033200.00 Ђ»ностранный €зык с дополнительной специальностьюї, о роли и месте англо€зычной литературы в мировой культуре, познакомить с основными периодами литературного процесса в јнглии и —Ўј, жанрами, получившими распространение в то врем€, творчеством известных английских и американских писателей.

—оответственно, в задачи курса входит:

Ј ознакомление с историческими этапами и общими тенденци€ми развити€ литературы јнглии и —Ўј;

Ј изучение основных литературно-эстетических направлений и творчества наиболее €рких представителей данных направлений;

Ј ознакомление с мировоззренческими, социальными и эстетическими концепци€ми, лежащими в основе изучаемых литературных направлений;

Ј изучение особенностей художественного метода представителей отдельных художественно-эстетических направлений и течений в литературе изучаемого €зыка;

Ј овладение умени€ми самосто€тельной работы с печатными издани€ми:  составление конспекта, плана или справки, оформление тезисов и цитат, написание рецензий и аннотаций, подбор тематического тезауруса и словар€ неологизмов, выполнение доклада и т.д.

»зучение данного курса, в первую очередь, св€зано с дисциплиной Ђѕрактический курс английского €зыкаї, с такими его аспектами, как Ђƒомашнее чтениеї, Ђјнализї, Ђ¬неаудиторное чтениеї.  роме того, курс англо€зычной литературы опираетс€ на ранее изученные дисциплины Ђќтечественна€ литератураї, Ђ‘илософи€ї, Ђћирова€ и художественна€ культураї, Ђ—трановедениеї, Ђ»стори€ изучаемого €зыкаї.

Ќасто€ща€ программа построена в соответствии с требовани€ми √осударственного образовательного стандарта высшего профессионального образовани€ по дисциплине ƒѕѕ.‘.11 «арубежна€ литература и литература страны изучаемого €зыка и включает следующие разделы: периодизаци€ литературного процесса; литература средних веков; предвозрождение; литература ¬озрождени€; литература XVII в.: барокко, классицизм; литература XVIII в.: просвещение, предромантизм; литература XIX в.: романтизм, критический реализм; литература рубежа XIX-XX вв.; литература XX в.: реализм, модернизм, постмодернизм.

 назад

ƒанный курс ориентирован на формирование личности выпускника, способного быть не просто носителем и трансл€тором культуры, но и ее активным самоорганизующимс€ субъектом. »но€зычна€ литература расшир€ет горизонты индивидуального самосознани€, способству€ вхождению человека в мировую культуру. ѕомимо того, данна€ дисциплина гуманитарного цикла обладает неисчерпаемыми возможност€ми дл€ развити€ логических приемов анализа, синтеза, сравнени€, вычленени€ существенных признаков, вы€влени€ причинно-следственных св€зей, классификации, систематизации, обобщени€, овладение которыми происходит при выполнении анализа художественного текста, характеристики персонажей, сопоставительного анализа образов героев, созданных в рамках различных национальных культур. —пецифика изучаемого курса состоит в том, что литература €вл€етс€ стержневой учебной дисциплиной, котора€ призвана заниматьс€ целенаправленным и последовательным развитием эмоционального мира студентов.

ѕрограммой курса предусмотрено чтение лекций, проведение семинарских зан€тий, выполнение тестов и самосто€тельных заданий исследовательского и творческого характера. Ћекционный курс строитс€ по принципу сочетани€ обзорных лекций (Ћитература эпохи –енессанса/ѕросвещени€ и т.д.) и монографических характеристик творчества крупнейших англо€зычных писателей (”. Ўекспира, ƒ. —вифта, √. ‘илдинга, ƒ. Ѕайрона и др.). »зучение литературного направлени€ начинаетс€ с вы€снени€ исторических особенностей эпохи, мировоззренческих основ, общих принципов философских и социальных концепций, характерных эстетических черт. јнализ творчества отдельных писателей опираетс€ на положени€ теории.

÷ель семинарских зан€тий состоит в том, чтобы, опира€сь на имеющиес€ у студента знани€ и умени€, научить его пристальному чтению и анализу художественного текста, вы€влению особенностей композиции, стил€, эстетических особенностей и €зыка произведени€. ќсобое место в овладении данным курсом отводитс€ самосто€тельной работе, что обусловлено спецификой дисциплины.

ƒл€ организации эффективной самосто€тельной работы студентов при подготовке к семинарам разработана система заданий, ориентированна€ на развитие и стимулирование интереса к чтению и исследованию текста. —истема заданий включена в опубликованное учебное пособие Ђ–азвитие исследовательских умений студентов факультета иностранных €зыков (в цикле англо€зычной литературы)ї, состо€щее из двух частей: сборник тем и сборник тестов. ¬ комплексе заданий дл€ самосто€тельной работы выдел€ютс€ четыре основных типа: репродуктивные, эвристические, исследовательские и творческие, при этом их количество по темам варьирует от 7 до 27. ¬ажным моментом €вл€етс€ не эпизодическое, а планомерное, целенаправленное их предъ€вление в системе, отвечающей следующим требовани€м:

¬ процессе самосто€тельной работы при поддержке педагога развиваетс€ способность понимать внутренние законы и многомерность произведени€, объ€сн€ть его нравственное значение, всеобъемлюще характеризовать главных героев, давать им личностную оценку, приобрета€ при этом свое мировидение и мироощущение, постигать глубинные смыслы текста, объ€сн€ть феномен классики, сохран€ющей вневременную эстетическую, познавательную, нравственную ценность.

Ќазванное пособие включено в учебно-методический комплекс по данной дисциплине и активно используетс€ в ходе лекционных и семинарских зан€тий, а также при организации самосто€тельной работы студентов.

 урс ƒѕѕ.‘.11 Ђ«арубежна€ литература и литература страны изучаемого €зыкаї (јнглии и —Ўј) общим объемом 86 часов изучаетс€ на английских отделени€х факультетов иностранных €зыков педвузов  в восьмом семестре и завершаетс€ экзаменом в его конце. ¬опросы к экзамену провер€ют как конкретный материал, касающийс€ творчества того или иного автора, так и знание общих законов развити€ литературного творчества, последовательности основных периодов истории английской литературы, названий литературных периодов и жанров, получивших распространение в данное врем€, функционировани€ литературных направлений во врем€ их существовани€ и роль в Ђбольшом времениї (ћ.ћ.Ѕахтин). ”словием допуска студента к экзамену €вл€етс€ выполнение им текущих и экзаменационных тестов, позвол€ющим оценить степень усвоени€ материала, совершенствовать умени€ представл€ть структуру учебного материала и предмета в целом; производить конкретизацию имеющихс€ абстрактных пон€тий; использовать аналогию в поиске знаний при их воспроизведении; систематизировать материал, осознава€ св€зи между пон€ти€ми, их свойствами и отношени€ми.

 назад

“ематический план

є

Ќазвание темы

ќбщее

 кол-во часов

 ол-во лекций

 ол-во практ-х зан€тий

—амост-€ работа

 

Ћитература јнглии

58

26

10

22

1.

ѕериодизаци€ литературного процесса в јнглии. Ћитература  древнейшего периода и средних веков

 

4

2

Ц

2

2.

Ћитература

эпохи ¬озрождени€

 

8

4

2

2

3.

Ћитература эпохи ѕросвещени€

 

8

4

Ц

4

4.

–омантизм

 

8

4

2

2

5.

 ритический реализм XIX века

 

7

3

2

2

6.

Ћитература конца XIX-начала XX вв.

 

7

3

2

2

7.

–еализм и модернизм начала XX века

 

4

2

Ц

2

8.

Ћитература 1-й половины XX века

 

4

2

Ц

2

9.

Ћитература 2-й половины XX века

 

4

2

Ц

2

10.

‘илософский роман второй половины

XX века

 

4

Ц

2

2

 

Ћитература —Ўј

28

Ц

8

20

11.

Ћитература американского ѕросвещени€

 и романтизма

 

6

Ц

1

4

12.

Ћитература трансцендентализма

и аболиционизма

4

Ц

1

4

13.

Ћитература конца XIXЦ начала XX века (реализм, натурализм)

 

6

Ц

2

4

14.

Ћитература потер€нного поколени€

 

6

Ц

2

4

15.

јмериканска€  драматурги€ второй половины XX века

 

6

Ц

2

4

  назад

—одержание курса

Ћитература јнглии

Ћитература средних веков

ѕериодизаци€ литературного процесса в јнглии. ќбща€ характеристика древней английской литературы. ѕоэма ЂЅеовульфї: особенности жанра героического эпоса; концепци€ времени и мифологическое осмысление истории в поэме; сюжет и стилистическа€ характеристика; пон€тие об аллитерационном стихе. “ри типа средневековой культуры: рыцарска€ или куртуазна€; лирика трубадуров; церковна€ культура, монашеские ордена Ц распространители веры; народна€ или городска€, поэзи€ вагантов. –ыцарский роман: своеобразие английских рыцарских романов артуровского цикла. Ђ—эр √авейн и «еленый рыцарьї.  нига “. ћэлори Ђ—мерть јртураї.

Ћитература XIV века

    —оциальный фон и отражение в литературе идейных противоречий эпохи. јнглийские и шотландские баллады. ќсобенности жанра, характерные герои, классификаци€ баллад по жанру. Ѕаллада в творчестве ”. Ўекспира и других писателей последующих поколений. Ђ¬идение о ѕетре-ѕахареї ”. Ћенгленда. ѕроблема жанра видени€ и аллегорический смысл произведени€. ƒжеффри „осер Ц отец английского €зыка: литературные увлечени€; Ђѕтичий парламентї, Ђ нига герцогиниї и другие произведени€ „осера; классификаци€ Ђ ентерберийских рассказовї и их лингвистические особенности, мастерство создани€ характеров. “ворчество ƒ. „осера как переходное €вление от литературы средних веков к эпохе ¬озрождени€.

Ћитература эпохи ¬озрождени€

–енессанс в широком и узком смысле. √уманизм Ц философска€ основа –енессанса. ѕредшественники Ўекспира в поэзии: “. ”айетт, √. √овард, граф —еррей, ‘. —идней, Ё. —пенсер, ¬. –эйли. “омас ћор Ц политический де€тель и писатель. Ђ”топи€ї. ќсобенности средневекового театра. ƒраматурги дошекспировского периода: Ђуниверситетские умыї (ƒ. Ћили, –. √рин, “. Ќэш);  “.  ид. “итанические характеры в трагеди€х  . ћарло Ђ“амерлан ¬еликийї, Ђћальтийский еврейї, Ђ“рагическа€ истори€ доктора ‘аустаї. ѕервый комедиограф эпохи Ѕ. ƒжонсон: теори€ юморов; комеди€ Ђ¬ольпоне, или ’итрый лисї. ѕьеса Ђ¬арфоломеевска€ €рмаркаї.

 . Ўекспир (William Shakespeare, 1564-1616)

Ѕиографи€, Ђшекспировский вопросї (вопрос об авторстве). ѕериодизаци€ творчества. ’роники: две тетралогии, Ђ–ичард IIIї, Ђ√енрих IVї, ‘альстаф и Ђфальстафовский фонї. Ћучезарные комедии. ƒва комических типа: шуты и клоуны. “ронные трагедии Ђћакбетї, Ђ√амлетї, Ђ ороль Ћирї: основные философские и психологические проблемы. –омантические драмы: ЂЅур€ї, Ђ«имн€€ сказкаї. «начение творчества ”. Ўекспира.

 назад

јнглийска€ литература XVII века

—оциологические определени€ классицизма и барокко, свойственные этим литературным направлени€м взгл€ды на личность. “ворчество ‘. Ѕомонта и ƒ. ‘летчера. ѕолитическа€ и литературна€ де€тельность ƒжона ћильтона: Ђјреопагитикаї, эпические поэмы Ђѕотер€нный райї, Ђ¬озвращенный райї. ѕредставитель классицизма периода –еставрации ƒ. ƒрайден. ѕьеса ƒ. Ѕень€на Ђѕуть паломникаї.

 Ћитература эпохи ѕросвещени€

—оциальный фон английской литературы XVIII века. ‘илософи€ и эстетика просветительства. ќсновные жанры и литературные направлени€ эпохи. ѕериодизаци€ ¬ека –азума: раннее ѕросвещение, зрелое ѕросвещение, позднее ѕросвещение. “ворчество ј. ѕоупа. ‘илософско-дидактическа€ поэма Ђќпыт о человекеї. ƒ. ƒефо Ц создатель просветительского романтического романа.  рупнейший сатирик XVIII в. ƒ. —вифт. —вифт Ц памфлетист. ѕроблемы государства, науки, человека в романе Ђѕутешестви€ Ћемюэл€ √улливераї. —. –ичардсон Ц создатель семейно-бытового психологического романа. ћорализаторска€ направленность и психологизм романов —. –ичардсона Ђѕамелаї, Ђ лариссаї. ѕопул€рность романов –ичардсона в ≈вропе и –оссии. “ворчество √. ‘илдинга: ‘илдинг-драматург: Ђƒон  ихот в јнглииї и др.; полемика с –ичардсоном, пародии на Ђѕамелуї; теори€ романа √. ‘илдинга; Ђкомическа€ эпопе€ї в прозе:  Ђ»стори€ “ома ƒжонса, найденышаї. √ротескный принцип изображени€ действительности в романах “.ƒ. —моллета. ƒраматурги€ XVIII в.: ƒ. √ей, ЂЎкола злослови€ї –.Ѕ. Ўеридана.  ульт чувства в сентиментализме.  ладбищенска€ поэзи€: ƒ. “омсон, Ё. ёнг, “. √рей, ¬.  упер. ќсобенности композиции и повествовательной манеры в романах Ћ. —терна. “ема Ђконькаї и образ д€дюшки “оби в романе Ђ∆изнь и мнени€ “ристрама Ўенди, джентльменаї.

 –омантизм

ѕредромантизм. Ђѕесни невинностиї и Ђѕесни опытаї ”. Ѕлейка. ƒемократизм творчества  –. Ѕернса. √отический роман √. ”олпола, ј. –адклиф. ќсновной конфликт, философи€, ключевые пон€ти€, любимые герои романтизма. “ворчество поэтов озерной школы: ”. ¬ордсворта, —.  ольриджа, –. —аути. Ѕиографи€ ƒ.√. Ѕайрона. ѕериодизаци€ творчества: английский, шотландский, италь€нский периоды. –еволюционный романтик ѕ.Ѕ. Ўелли. Ёстетика античной культуры в творчестве ƒ.  итса. –одоначальник жанра исторического романа ¬альтер —котт. јнглийские, шотландские, французские романы ¬. —котта.  омпозици€ романов ¬. —котта, сочетание реальных и вымышленных героев и событий.

  ритический реализм XIX века

ќбщественное положение в јнглии 1832-1880гг. ѕарламентска€ реформа. „артизм. „. ƒиккенс: биографи€, вли€ние детских впечатлений на творчество; периодизаци€ творчества; юмор ƒиккенса. Ђ«аписки ѕиквикского клубаї. “ема детства (Ђќливер “вистї, ЂЋавка древностейї, Ђ рошка ƒорритї, ЂЅольшие надеждыї и др.). –ождественский цикл. Ђƒомби и сынї. —оциальна€ проблематика романов 50-х г. Ђƒэвид  опперфильдї, Ђ’олодный домї, Ђ“€желые временаї. ”.ћ. “еккерей: тема снобизма и образы снобов в Ђ ниге снобовї; роман без геро€ Ђярмарка тщеслави€ї. “ворчество сестер Ѕронте. –азножанрова€ специфика романа Ў. Ѕронте Ђƒжейн Ёйрї. —оциальна€ тематика творчества Ё. √аскелл. 

 Ћитература конца XIX-начала XX вв.

ќбща€ характеристика литературных направлений периода: неоромантизм, натурализм, декаданс. «начение философии позитивизма дл€ формировани€ эстетики ƒжордж Ёлиот. Ќатурализм и проблемы наследственности и среды в творчестве “. √арди. —оциальное обоснование трагедии “эсс из рода ƒТЁрбервиллей. Ђƒжуд Ќезаметныйї и другие романы характеров и среды.  Ќеоромантизм в творчестве ƒ.  онрада, ј.  онан ƒойла, –.ј. —тивенсона. ѕроблема добра и зла в человеческой натуре в романе —тивенсона Ђ—транна€ истори€ доктора ƒжекила и мистера ’айдаї.  атегори€ совести в романе  онрада ЂЋорд ƒжимї. ÷икл ј.  онан ƒойла о Ўерлоке ’олмсе как образец детективного жанра. ƒекаданс. ”тверждение приоритета искусства над жизнью в творчестве ќ. ”айльда. –.  иплинг и литература действи€.

 назад

–еализм начала XX века

 ќтличие реализма данного периода от просветительского реализма XVIII и критического реализма XIX вв.  ƒжон √олсуорси: истоки форсайтовской темы в Ђ¬илле –убейнї и Ђќстрове фарисеевї; система образов в форсайтовском цикле; конфликт искусства и собственности; любовь истинна€ и корыстна€. Ќовеллистика √олсуорси (Ђ÷вет €блониї); творческа€ манера писател€. Ѕернард Ўоу: манифест творчества в Ђ винтэссенции ибсенизмаї; драматургическа€ теори€ Ўоу.  ÷иклы Ђѕьесы при€тныеї, Ђѕьесы Ќепри€тныеї, и Ђѕьесы дл€ пуританї. ѕроблема соотношени€ между культурой и €зыком в Ђѕигмалионеї. Ўоу и „ехов: фантази€ в русском стиле на английские темы Ђƒом, где разбиваютс€ сердцаї. ѕолитические экстраваганцы 30-х годов: Ђ“ележка с €блокамиї и др. пьесы.

 ћодернизм начала XX века

ѕон€тие модернизма, философска€ основа: Ђћир как вол€ и представлениеї ј. Ўопенгауэра, иде€ о сильной личности ‘. Ќицше, учение о бессознательном «. ‘рейда, теори€ архетипов  . ёнга, концепци€ Ђчистой длительностиї ј. Ѕергсона. ¬. ¬улф: кружок ЂЅлумсбериї; мала€ проза: Ђѕонедельник ли, вторникЕї, Ђ—трунный квартетї и др.; роман-соната Ђ¬олныї; Ђћиссис ƒэллоуэйї Ц образец психологической прозы XX века. ƒж. ƒжойс: биографи€; тема »рландии в Ђƒублинцахї; Ђроман воспитани€ї Ђѕортрет художника в юностиї; Ђ”лиссї.  онцепци€ человека в творчестве ƒ.√. Ћоуренса. “.—. Ёлиот Ц глава модернистской поэзии.

   Ћитература 1-й половины XX века

“ема Ђпотер€нного поколени€ї, сосуществование различных направлений в литературе данного периода. ќтражение темы Ђпотер€нного поколени€ї в романе –. ќлдингтона Ђ—мерть геро€ї. ‘антастические и социально-политические романы √. ”эллса.  ритика буржуазной морали в творчестве —. ћоэма. ƒ.Ѕ. ѕристли Ц романист и драматург. —воеобразие композиции и категори€ времени пьес Ђќпасный поворотї, Ђ¬рем€ и семь€  онвейї, Ђ¬изит инспектораї.

 Ћитература 2-й половины XX века

ћногочисленные жители страны √ринланди€ (творчество √. √рина). Ёпический цикл Ђ„ужие и брать€ї „.ѕ. —ноу. “ворчество Ђсердитых молодых людейї ( . Ёмис, ƒ. ”эйн, ƒ. ќсборн). «начение пьесы ƒ. ќсборна Ђќгл€нись во гневеї дл€ развити€ английской драматургии. “ворчество ƒ. ‘аулза.

 ‘илософский роман второй половины XX века

јйрис ћердок: отражение философии ∆ана-ѕол€ —артра в ранних романах; хаос быти€ в романе ЂЅегство от ¬олшебникаї; учение ѕлатона об Ёросе и “анатосе в романах Ђ—ны Ѕруної и Ђћонахини и солдатыї. ћногозначность символов  в романах Ђ„ерный принцї и Ђ„еловек случайностейї. Ўекспировска€ тематика в творчестве ћердок. ”. √олдинг: проблемы цивилизации в романе Ђѕовелитель мухї; символизм писател€. »сследование природы зла в романе ”. √олдинга ЂЌаследникиї.

 назад

—одержание курса

Ћитература —Ўј

 Ћитература американского ѕросвещени€ и романтизма

ѕолитическа€ и литературна€ де€тельность “. ƒжефферсона, Ѕ. ‘ранклина, “. ѕейна. ¬. »рвинг Ц родоначальник жанра американской новеллы. —удьба и творчество Ё.ј. ѕо. ѕоэтическое наследие властелина ритма. Ќовеллы детективного и других жанров. ƒ.‘.  упер Ц представитель американского романтизма.

 “рансцендентализм и литература аболиционизма

 “рансцендентализм: основные идеи; созвучие романтизму. –.”. Ёмерсон: трактат Ђѕриродаї и другие произведени€.   ритика цивилизации в книге √.ƒ. “оро Ђ”олден или ∆изнь в лесуї. Ћитература аболиционизма. Ђ’ижина д€ди “омаї √. Ѕичер-—тоу. “ворчество √. Ћонгфелло, ƒ.√. ”иттьера, ƒ.–. Ћоуэлла, –. ’илдрета. ”. ”итмен Ц крупнейша€ фигура американской поэзии XIX века.

 јмериканска€ литература конца XIX Цначала XX века (реализм, натурализм)

“ворчество ћарка “вена (—эмюэла Ћенгхорна  леменса): американизм и европейска€ культура в книге путешествий Ђѕростаки за границейї; сатирическа€ традици€ в романе Ђѕозолоченный векї и рассказах. ѕроблема историзма в Ђѕринце и нищемї и Ђянках из  оннектикута при дворе корол€ јртураї. –оманы о старине: Ђѕриключени€ “ома —ойераї и Ђѕриключени€ √екльберри ‘иннаї. ёмор ћ. “вена. ѕсихологический реализм √енри ƒжеймса: Ђ∆енский портретї, ЂЅостонцыї, Ђ√реческа€ музаї и др. Ёлементы натурализма в творческом методе ƒжека Ћондона: становление характера в северных рассказах; проблематика социального романа Ђћартин »денї. ќтражение политических взгл€дов ƒжека Ћондона в произведени€х ЂЋюди бездныї, Ђ∆елезна€ п€таї и др. ∆изнь и творчество ќ. √енри: роман Ђ ороли и капустаї как Ђтрагический водевильї. ћастерство ќ. √енри в малом жанре: урбанистические рассказы и рассказы о ƒиком «ападе. “еодор ƒрайзер Ц представитель позднего натурализма: поиски идеалов в ранний период творчества (Ђƒженни √ерхардтї, Ђ—естра  эрриї и др.). —оциальна€ эпопе€ Ђ“рилоги€ желани€ї (‘инансист, “итан, —тоик). ќбраз ‘рэнка  аупервуда. Ђјмериканска€ трагеди€ї.

 назад

Ћитература потер€нного поколени€

ѕон€тие Ђпотер€нного поколени€ї, проблематика литературы данного направлени€, основные его представители в литературе различных стран. Ћичность и творчество Ё. ’емингуэ€. “ема войны и любви в романе Ђѕрощай, оружие!ї. »спанский цикл: пьеса Ђѕ€та€ колоннаї, роман Ђѕо ком звонит колоколї и другие произведени€. Ђ—тарик и мореї и Ќобелевска€ преми€. Ђѕраздник, который всегда с тобойї. –оль подтекста и принцип айсберга в €зыке автора. ѕевец Ђвека джазаї ‘.—. ‘ицджеральд: личность писател€. ‘ицджеральд Ц отец, муж, друг, коллега; Ђ¬еликий √этсбиї; проблема автора и геро€ в романе ЂЌочь нежнаї; этическа€ проблематика и эстетическа€  ценность новелл. 

  ”. ‘олкнер, ƒ. —тейнбек

”иль€м ‘олкнер: тема Ђпотер€нного поколени€ї в ранних произведени€х;  проблема юга в саге о …окнапатофе. ’удожественные особенности: поток сознани€, многомерность времени и пространства, принцип освещени€ событий с точки зрени€ различных повествователей. ‘олкнер Ц мастер новеллы (Ђ–озы дл€ Ёмилиї, Ђ расные листь€ї, Ђ„ерна€ музыкаї и др.). ƒжон —тейнбек: тема отчуждени€ в романе Ђќ мышах и люд€хї; новеллы Ђ’ризантемыї, Ђ—бру€ї, Ђ«автракї и др.; народна€ эпопе€ Ђ√роздь€ гневаї; натуралистические тенденции в творчестве 40-х гг. Ђ«има тревоги нашейї.

 јмериканска€ драматурги€ второй половины XX века

“еннеси ”иль€мс: хрупкий мир Ђ—текл€нного зверинцаї; Ђ“рамвай Ђ∆еланиеї; преодоление одиночества в Ђ“атуированной розеї; тема власти денег в пьесе Ђ ошка на раскаленной крышеї; нисхождение ќрфе€ в пьесе Ђќрфей спускаетс€ в адї. ”иль€мс Ц новеллист. ‘илософскоЦисторический пессимизм  ёджина ќТЌила. Ђ осмата€ обезь€наї, Ђ—трасти под в€замиї, Ђƒолгий день уходит в ночьї и другие пьесы. јртур ћиллер: тема возвращени€ домой в пьесе Ђ¬се мои сыновь€ї; крах личности в пьесе Ђ—мерть коммиво€жераї. Ђ“€жкое испытаниеї, Ђ¬ид с мостаї и другие пьесы.

 назад

“емы рефератов

   1. –ичард III: истори€ и художественный образ.
            2. Ћирика Ўекспира.
            3. ќбраз шута в Ђ ороле Ћиреї.
            4.  атегори€ времени в пьесах Ўекспира.
            5. „еловек: идеал и действительность в произведени€х Ўекспира.
            6. Ўекспир в творчестве Ѕ. ѕастернака.
            7.
јнглийский памфлет эпохи ѕросвещени€.
            8.
 ѕроблема государства в романе ƒ. —вифта Ђѕутешестви€ √улливераї.
            9.
 ќбраз Ћовеласа в романе —. –ичардсона Ђ лариссаї.
           10.
 ¬ли€ние творчества —. –ичардсона на русскую культуру
XVIII-XIX вв. (на материале Ђ≈вгени€ ќнегинаї ј.—. ѕушкина).
            11.
 ќтражение философии пантеизма в кладбищенской поэзии.
            12.
 ”. Ѕлейк
Ц художник.
            13.
  онцепци€ воображени€ в творчестве —.  ольриджа.
            14.
 ѕроблема
автора и геро€ в поэме Ѕайрона Ђѕаломничество „айльд √арольдаї.
            15.
 ќбраз Ќаполеона в творчестве Ѕайрона.
            16.
 –омантический дух свободы в поэме Ўелли Ђќсвобожденный ѕрометейї.
            17.
 √олубые (идеальные) герои ¬альтера —котта.
            18. явление викторианства/отражение викторианского общества в романах ƒиккенса.
            19. √олубые герои в творчестве ƒиккенса.
            20. ƒетска€ тема в романах ƒиккенса.
            21. ƒвойное повествование в романе ƒиккенса Ђ’олодный домї.
            22. ќбразы чудаков в
романе ƒиккенса Ђƒомби и сынї .
            23. Ђярмарка тщеслави€ї
Ц роман без геро€?
            24. ∆енские образы в романе Ў. Ѕронте  Ђƒжен Ёйрї.
            25. ѕолемическа€ направленность романов характеров и среды “. √арди.
            26.
 ѕроблема науки в романе –.Ћ. —тивенсона Ђ—транна€ истори€ доктора ƒжекила и мистера ’айдаї.
            27.
 ќбраз реки в романе ƒ. Ёлиот Ђћельница на ‘лоссеї.
            28.
  атегори€ зла в романе ќ. ”айльда Ђѕортрет ƒориана √ре€ї.
            29.
 Ўекспировска€ тематика в творчестве ќ. ”айльда (на
материале Ђѕортрета ƒориана √ре€ї и эссе).
            30. ѕроблема автора в форсайтовском цикле √олсуорси.
            31.
 »сторическа€ тема в мелодраме Ѕ.Ўоу Ђ”ченик дь€волаї.
            32.
 ѕолитические экстраваганцы Ѕ. Ўоу.
           33.
 Ўекспировска€ тема в творчестве Ўоу (на
материале Ђ—муглой дамы сонетовї и других произведений).
            34.  атегори€ времени в учени€х ј. Ўопенгауэра,  . ёнга, ј. Ѕергсона и ее отражение в литературе модернизма.
            35. “ема ирландского самосознани€ в творчестве ƒ. ƒжойса.
            36. –аспад художественной формы в Ђѕоминках по ‘иннегануї ƒ. ƒжойса.
            37. ѕоэзи€ имажинизма “. Ёлиота/
–. ќлдингтона.
            38. —удьба ƒжорджа ”интерборна как символ загубленной юности ≈вропы (по роману –. ќлдингтона Ђ—мерть геро€ї).
            39. јнтифашистские произведени€ √. ”эллса.
            40. ƒиалог ћакиавелли и ћоэма (по роману —. ћоэма Ђ“огда и теперьї).
            41. Ќациональный характер в цикле эссе ƒ.Ѕ. ѕристли Ђјнгличанеї.
            42. ѕроблемы науки в романе „.ѕ. —ноу Ђѕоискиї.
            43. ѕолитический роман „.ѕ. —ноу Ђ оридоры властиї.
            44. ЂЌаш человек в √аванеї √. √рина Ц развлекательный роман или сатирический памфлет?
            45. “ворческа€ манера √. √рина (на материале прочитанных романов).
            46. ѕродолжение сатирической традиции просветителей в романе  ингсли Ёмиса Ђ—частливчик ƒжимї.
            47. “ема искусства в творчестве ƒ. ‘аулза (на примере романов ЂЅашн€ из черного дереваї,  оллекционерї и др.).
           48. ‘илософское наследие ј. ћердок (Ђ—артр Ц романтик и рационалистї, Ђќ превосходстве пон€ти€ добра над другими представлени€миї, Ђƒва платонических диалогаї и др.).
           49. ѕроблема нравственного выбора в романе ј. ћердок Ђ олоколї.
           50. ќтражение платоновского учени€ об Ёросе и “анатосе в романе ј. ћердок Ђћонахини и офицерыї / Ђћонахини и солдатыї.
           51. Ўекспировска€ тема в творчестве ј. ћердок (на материале романов Ђћоре, мореї, Ђ„ерный принцї и других произведений).
           52. ѕроблемы цивилизации в романе ”. √олдинга ЂЎпильї.
           53. ‘илософска€ проблематика романа ”. √олдинга Ђѕовелитель мухї.

  назад

“емы курсовых и дипломных работ

   1.  онцептосфера LOVE в драматургии ”. Ўекспира.
            2. —оциокультурный комментарий как способ преодолени€ конфликтов культур (на основе комментариев ј.ј. јникста и др. к пьесам ”. Ўекспира).
            3. ѕалитра цвета ј. ѕоупа (на материале поэм Ђ¬индзорский лесї, Ђѕасторальї и др.).
            4. Ћингвистические способы создани€ контрастных образов в романе √. ‘илдинга Ђ»стори€ “ома ƒжонса, найденышаї.
            5.
 —тилистические особенности готического романа (на примере романов Ђ«амок ќтрантої √. ”олпола, Ђ”дольфские тайныї ј. –едклиф).
            6.  онцепт Ђѕ–»–ќƒјї в творчестве ƒ. Ѕайрона.
            7. —мысловые и лингвистические особенности образа ƒон ∆уана Ѕайрона в сопоставлении с произведени€ми других авторов.
            8. —пособы создани€ галереи детских образов в романах „.ƒиккенса (на
материале романов Ђќливер “вистї, ЂЅольшие надеждыї, Ђ рошка ƒорритї и др.).
            9. ÷ветообозначени€ в творчестве “. √арди (на материале романов Ђ“есс из рода ƒТЁрбервиллейї, Ђѕод деревом зеленымї и др.)
           10. ÷веты и цвет в сказках ќ. ”айльда.
           11. ќтличительные особенности образа —аломеи в пьесе ќ. ”айльда (в сравнении с трактовками данного образа √. √ейне, √. ‘лобера, —. ћаллармэ и других писателей и художников).
            12. —пособы реализации концепта
BEAUTY в €зыковой картине мира ƒ. √олсуорси
            13. »мпрессионизм малой прозы ƒ. √олсуорси.
            14. —тилистическа€ специфика  создани€ образа »рен в форсайтовском цикле ƒ. √олсуорси.
            15. ќтражение категории времени в романах потока сознани€ (на материале романов ƒ. ƒжойса, ¬. ¬улф и др.).          

назад

   16. ѕоэтика прозы ¬. ¬улф.
            17. —имволика текста Ђ”лиссаї ƒ. ƒжойса.
            18. ќсобенности разговорной речи в пьесах —. ћоэма Ђ ругї, ЂЅоже, храни корол€!ї и др.
            19.  атегори€ времени в драматургии ƒ.Ѕ. ѕристли (на материале пьес Ђќпасный поворотї, Ђ¬рем€ и семь€  онвейї).
            20. –азговорный €зык английской драмы конца
XX века.
            21. —имволизм ј. ћердок (на материале романов ЂЅегство от волшебникаї, Ђƒит€ словаї, Ђќтрубленна€ головаї и т.д.).
            22.  онцепт ЂLOVEї в €зыковой картине мира ј. ћердок / в платоновских романах ј. ћердок.
            23. ћногофункциональность диалога в повествовательной манере ј. ћердок (на материале  романов Ђ„еловек случайностейї, Ђ«еленый рыцарьї и др.).
            24. ёмористическое мастерство ќ. √енри в малом жанре: урбанистические рассказы и рассказы о ƒиком «ападе.
            25. Ёлементы натурализма в творческом методе ƒжека Ћондона.
            26. ѕоэтика ”. ”итмена.
            27. —пецифика готических новелл Ё. ѕо (Ђѕадение дома јшеровї, ЂЋигей€ї, ЂЅереникаї, Ђ„ерный котї, Ђћетценгерштейнї и.т.д.).
            28. —тилистические особенности малой прозы Ё. ’емингуэ€.
            29. –оль подтекста и принцип айсберга в €зыке Ё. ’емингуэ€ (на материале малой прозы).
            30. ’удожественные особенности стил€ ”. ‘олкнера (на материале …окнапатофской саги).
            31. —труктурные и лингвистические особенности пьес “. ”иль€мса.
            32. —имволизм “. ”иль€мса (на материале пьес Ђ—текл€нный зверинецї, Ђ“атуированна€ розаї, Ђ÷арствие земноеї и д
р.)
            33. Ћингвокультурный типаж шута в творчестве ”. Ўекспира.
            34. Ёволюци€ разговорного стил€
английской драмы XX-XXI вв. 
            35. јктуализаци€ цвета в творчестве ќ. ”айльда.
            36.  онцептосфера NATURE в творчестве английских поэтов эпохи романтизма.
            37. –оль интертекстуальных включений в творчестве ј. ћердок. 
            38.  онцептосфера
TIME в драматургическом наследии ”. Ўекспира.
            39.
 онцептосфера FAITH в €зыковой картине мира ƒэна Ѕрауна.
            40.
Ёволюци€ жанра эпистол€рного романа в англо€зычной литературе.
            41. –еконструкци€ концепта SEA в англо€зычной прозе XIX-XX вв.
               42. –еконструкци€ гендерного концепта WOMAN в викторианском и современном женских романах.
 

назад

¬опросы к экзамену

1.  —редневекова€  литература. ќтражение концепции времени в поэме ЂЅеовульфї.

2.  ‘илософска€ и политическа€ лирика ѕерси Ѕиши Ўелли.

3.  ѕричины по€влени€ и специфика трех типов средневековой культуры.

4.  ¬альтер —котт: шотландские романы.

5.  ќсобенности жанра баллады.

6.  ¬альтер —котт: английские романы

7.  –ыцарский роман. ÷икл о  ороле јртуре и рыцар€х  руглого —тола.

8.   ритический реализм. ѕон€тие викторианства.

9.  Ђќтец английской поэзииї ƒжеффри „осер.

   10.  „арльз ƒиккенс: творчество 30-40-х годов.

   11. јллегорическа€ поэма Ђ¬идение о ѕетре ѕахареї ”иль€ма Ћенгленда.

   12. „арльз ƒиккенс: творчество 50-60-х годов.

   13. ‘илософи€, основные жанры, специфика ¬озрождени€ в јнглии.

   14. —оциальный роман в творчестве Ёлизабет √аскелл.

   15.  ѕредшественники Ўекспира в поэзии: “. ”айетт, ‘. —идней, Ё. —пенсер и др.

16.   —удьба и творчество Ўарлотты Ѕронте.

17.   ѕредшественники Ўекспира в драме: “.  ид, –. √рин и др.

   18. —атирическа€ традици€ в творчестве ”иль€ма “еккере€.

   19.   ѕолитическа€ и литературна€ де€тельность “омаса ћора.

   20.  ‘илософи€ позитивизма в творчестве ƒжордж Ёлиот.

   21.  –еформатор английского театра  ристофер ћарло.

   22. “ема разрушени€ патриархальной јнглии в творчестве “омаса √арди.

   23.  ”. Ўекспир-комедиограф.

   24.   Ћитература неоромантизма: творчество –оберта Ћьюиса —тивенсона.

   25.  ”. Ўекспир: –омео и ƒжульетта.

   26.  јртур  онан ƒойл: научно-фантастические и детективные произведени€.

   27. ”.Ўекспир: √амлет.

   28.  Ћитература декаданса. Ёстетизм ќскара ”айльда.

   29.  ”. Ўекспир: Ћирика.

   30.  √енри ‘илдинг: драматург и романист.

   31. Ёпоха ѕросвещени€. ќсновные пон€ти€ и жанры.

   32. Ћитература буржуазной революции XVII в. “ворчество ƒжона ћильтона.

   33. —оздатель просветительского реалистического романа ƒаниэль ƒефо.

   34. Ћитература модернизма: ƒжеймс ƒжойс.

   35.  рупнейший сатирик XVIII в. ƒжонатан —вифт.

   36.  Ћитература модернизма: ¬ирджини€ ¬ульф.

   37.  “ема революционной борьбы в творчестве Ётель Ћилиан ¬ойнич.

   38.  Ћитература модернизма: ƒ.√. Ћоуренс, “омас —тернз Ёлиот.

   39. —оздатель жанра эпистол€рного романа —эмюэл –ичардсон.

   40. –азвитие драматургической теории в пьесах Ѕернарда Ўоу.

   41.  Ћитература сентиментализма: Ћоренс —терн, кладбищенска€  поэзи€.

   42. ‘антастические и социально-политические романы √ерберта ”эллса.

   43.  ѕредромантизм. √отический роман.

   44.  ‘орсайтовска€ тема в творчестве ƒжона √олсуорси.

   45. ”.Ўекспир:  ороль Ћир, ћакбет.

   46.  Ћитература потер€нного поколени€. –ичард ќлдингтон.

   47. Ќародный поэт Ўотландии –оберт Ѕернс.

   48.  ƒжон Ѕойнтон ѕристли Ц романист и драматург.

   49.  ќсновные пон€ти€ и философи€ романтизма.

   50. —ерьезные и развлекательные произведени€ √рэма √рина.

   51. ƒжордж √ордон Ѕайрон: английский период.

   52.  √уманистический реализм „арльза ѕерси —ноу.

   53. ƒжордж √ордон Ѕайрон: италь€нский период.

   54. ‘илософ и романист јйрис ћердок.

   55. –омантизм: поэты озерной школы.

   56.  ‘илософско-аллегорические романы ”иль€ма √олдинга.

   57.  ѕервый комедиограф эпохи ¬озрождени€ Ѕен ƒжонсон.

   58. Ёстетика античной культуры в творчестве ƒжона  итса.    

   59. ”.Ўекспир: исторические хроники. –ичард III.

   60.  ¬оплощение духа романтизма в поэзии и живописи ”иль€ма Ѕлейка.

   61. –одоначальник жанра американской новеллы ¬ашингтон »рвинг.      

   62. —атирическа€ традици€ в творчестве ћарка “вена.

   63. ѕоэтическое и прозаическое наследие Ёдгара јллана ѕо.   

   64. Ёлементы натурализма в творческом методе ƒжека Ћондона.      

   65. –омантическа€ традици€ в творчестве ƒжеймса ‘енимора  упера. 

   66. ƒраматурги€ “еннесси ”иль€мса.

   67. —амобытный американский поэт XIX века ”олт ”итмен.

   68.  –азвитие реалистической традиции в романах “еодора ƒрайзера.

   69. Ќовеллистика ќ. √енри.

   70. ѕринцип айсберга в литературе Ёрнеста ’емингуэ€.

 назад

Ѕиблиографический список 

јнглийска€ литература

—писок основной литературы

1. јзимов, ј. ѕутеводитель по Ўекспиру. √реческие, римские и италь€нские пьесы / ѕер. с англ. ≈.ј.  аца / јйзек јзимов. Ц ћ.: «јќ ÷ентрполиграф, 2007. Ц 716 стр.

2. ¬айль, ѕ. √ений места / ѕослесловие Ћ. Ћосева / ѕ.¬айль. Ц ћ.: »здательство  оЋибри, 2008. Ц 488 с.

3. √иленсон, Ѕ.ј. »стори€ зарубежной литературы конца XIX - начала XX века: практикум: учеб. пособие дл€ студентов вузов / Ѕ.ј. √иленсон. Ц ћ.: јкадеми€, 2006. Ц 221 с.

4. «арубежна€ литература конца XIX - начала XX века: учеб. пособие дл€ студ. вузов. ¬ 2-х т. “.1 / под ред. ¬.ћ. “олмачева. Ц 2-е изд., перераб. и доп. Ц ћ.: "јкадеми€", 2007. Ц 303 с.

5. «арубежна€ литература конца XIX - начала XX века: учеб. пособие дл€ студ. вузов. ¬ 2-х т. “.2 / под ред. ¬.ћ. “олмачева. Ц 2-е изд., перераб. и доп. Ц ћ.: "јкадеми€", 2007. Ц 392 с.

6. ћихальска€, Ќ.ѕ. »стори€ английской литературы: учебник дл€ вузов / Ќ.ѕ. ћихальска€. Ц ћ.: јкадеми€, 2006. Ц 478 с.

7. ’раповицка€, √.Ќ. »стори€ зарубежной литературы. «ападноевропейский и американский реализм (1830-1860-е гг.): учеб. пособие дл€ студ. вузов. / √.Ќ. ’раповицка€, ё.ѕ. —олодуб. Ц ћ.: јкадеми€, 2005. Ц 382 с.

назад

—писок дополнительной литературы 

»стори€ литературы јнглии

1.  јкройд, ѕ. Ўекспир. Ѕиографи€ / ѕер. с англ. ќ.  ельберт / ѕ. јкройд. Ц ћ.: »здательство  оЋибри, 2009. Ц 736 с.

2. јнглийска€ комеди€ XVII-XVIII вв. јнтологи€ / —ост., пред., коммент. ».¬. —тупникова. Ц ћ.: ¬ысша€ школа, 1985. Ц 815 с.

3.  јнглийска€ поэзи€ в русских переводах. —борник / —ост. Ћ.ћ. јринштейн и др.: на англ. и русск. €з. Ц ћ.: –адуга, 1984. Ц 848 с.

4.  јнглийска€ поэзи€ в переводах ¬.ј. ∆уковского: сборник / —остав.  .Ќ. јтарова, Ќ. ј. √угнина. Ц ћ.: »зд-во "–удомино", ќјќ »зд-во "–адуга", 2000. Ц — параллельным текстом на англ. €з. Ц 368 с.

5. јнгли€ в памфлете. јнглийска€ публицистическа€ проза начала XVIII века / —ост., авт. предисл. и коммент. ».ќ. Ўайтанов. Ц ћ.: ѕрогресс, 1987. Ц 528 с.

6. јникст, ј.ј. –емесло драматурга / ј.ј. јникст. Ц ћ.: —оветский писатель, 1974. Ц 607 с.

7. јникст, ј.ј. “ворчество Ўекспира / ј.ј. јникст. Ц ћ.: —оветский писатель, 1963. Ц 546 с.

8. јникст, ј.ј. “рагеди€ Ўекспира Ђ√амлетї: лит. коммент.: кн. дл€ учител€ / ј.ј. јникст. Ц ћ.: ѕросвещение, 1986. Ц 223 с.

9. Ѕайрон, ƒ.√. Ќа перепуть€х быти€Е: худож. публицистика: [ѕисьма.. ¬оспоминани€. ќтклики.]: пер. с англ.; —ост., авт. предисл. и коммент. ј.ћ. «верев. Ц ћ.: ѕрогресс, 1989. Ц 429 с.

10.  Ѕлейк, ”. ѕесни невинности и ќпыта / пер. с англ. —. —тепанова. Ц —ѕб.: јзбука, 2000. Ц 262 с.

11. ¬айль, ѕ. √ений места / ѕослесловие Ћ. Ћосева / ѕ. ¬айль. Ц ћ.: »здательство  оЋибри, 2008. Ц 488 с.

12. ¬озвращение к ¬ордсворту / ¬ступление ƒ. Ѕака // ќкт€брь. Ц 1996. Ц є11. Ц —. 127-129.

13. ¬ыготский, Ћ.—. јнализ эстетических реакций: “рагеди€ о √амлете, принце ƒатском ”.Ўекспира; ѕсихологи€ искусства: —обр. тр. / Ћ.—. ¬ыготский. Ц ћ.: Ћабиринт, 2001. Ц 477 с.

14. √аррард, ƒ. —равнительный анализ героинь "ƒон ∆уана" Ѕайрона и "≈вгени€ ќнегина" ѕушкина / ƒ. √аррард // ¬опросы литературы. Ц 1996. Ц є6 (но€брь-декабрь). Ц —. 153-177.

назад

15. √ражданска€, «.“. ќт Ўекспира до Ўоу: јнгл. писатели XVI-XX вв.: кн. дл€ учащ. / «.“. √ражданска€ . Ц 2-е изд., дораб. Ц ћ.: ѕросвещение, 1992. Ц 191 с.

16. √ребенникова, Ќ.—. «арубежна€ литература  XX в.: учеб. пособие дл€ студ. филол. спец. вузов / Ќ.—. √ребенникова. Ц ћ.: ¬ладос, 2002. Ц 128 с.

17. √рин, √. ѕутешестви€ без карты / ѕредисл. —.». Ѕэлзы / √. √рин. Ц ћ.: ѕрогресс, 1989. Ц 456 с.

18. ƒубашинский, ».ј. ѕоэма Ѕайрона "ƒон ∆уан" / ».ј. ƒубашинский. Ц ћ.: ѕрогресс, 1976. Ц 137 с.

19. ƒубашинский, ».ј. "—ага о ‘орсайтах" ƒ. √олсуорси / ».ј. ƒубашинский. Ц ћ.: ѕрогресс, 1979. Ц 164 с.

20. ƒь€конова, Ќ.я. јнглийский романтизм. ѕроблемы эстетики / Ќ.я. ƒь€конова. Ц ћ.: ѕрогресс, 1978. Ц 231 с.

21. ƒюпре,  . ƒжон √олсуорси /  . ƒюпре. Ц ћ.: –адуга, 1986. Ц 188 с.

22. «арубежна€ литература второго тыс€челети€: учеб. пособ. дл€ фак. филологического профил€ / ѕод ред. Ћ.√. јндреева. Ц ћ.: ¬ысш. шк., 2001. Ц 633 с.

23. «арубежна€ литература XX в.: учеб. дл€ студ. вузов / ѕод ред. Ћ.√. јндреева. 2-е изд., испр. и доп. Ц ћ.: ACADEMIA, 2000. Ц 559 с.

24. «верев, ј.ћ. «везды падучий камень: ∆изнь и поэзи€ Ѕайрона / ј.ћ. «верев. Ц ћ.: ƒетск. лит., 1988. Ц 189 с.

25. «елинский, ‘.‘. Ѕайрон: √€ур. ќсада  оринфа. јбидосска€ невеста / ‘.‘. «елинский /  ¬озрожденцы: (Ќаучно-попул€рные статьи). Ц —ѕб., 1997. Ц —. 241-266.

26. »ванов,  .ј. “рубадуры, труверы и миннезингеры / .ј. »ванов. Ц ћ., ћинск: јлетей€, 2001. Ц 163 с.

27. »вашева, ¬.¬. "¬ек нынешний и век минувшийЕ": јнглийский роман XIX века в его современном звучании / ¬.¬. »вашева. Ц 2-е изд., доп. Ц ћ.: ’удож. лит., 1990. Ц 479 с.

28. »вашева, ¬.¬. Ћитература ¬еликобритании XX века: учеб. дл€ филол. спец. вузов / ¬.¬. »вашева. Ц ћ.: ’удож. лит., 1984. Ц 488 с.

29. »вашева, ¬.¬. —удьбы английских писателей: ƒиалоги вчера и сегодн€ / ¬.¬. »вашева. Ц ћ.: —ов. писатель, 1989. Ц 443 с.   

назад

30. »вашева, ¬.¬. Ёпистол€рные диалоги / ¬.¬. »вашева. Ц ћ.: —ов. писатель, 1983. Ц 368 с.

31. »сламова, ј. . —тановление и развитие эстетической системы јйрис ћердок / ј. . »сламова // Ќауч. докл. высш. шк. ‘илол. науки. Ц 1990. Ц є6. Ц —. 30-41.

32. »стори€ зарубежной литературы XIX века: учеб. дл€ студ. вузов / Ќ.ј. ∆ирмунска€, «.». ѕлавскин, ћ.¬. –азумовска€ и др.; ѕод ред.  ћ.¬. –азумовской. Ц 2-е изд., испр. и доп. Ц ћ.: ¬ысш. шк., 2001. Ц 252 с.

34. »стори€ зарубежной литературы XVII века: учеб. дл€ студ. вузов / ј.C. ƒмитриев. Ц 2-е изд., испр. и доп. Ц ћ.: ¬ысш. шк.: јкадеми€, 2000. Ц 558 с.

35. »стори€ зарубежной литературы XVIII века: учеб. дл€ студ. вузов / ѕод. ред. Ћ.¬. —идорченко. Ц 2-е изд., испр. и доп. Ц ћ.: ¬ысш. шк.: јкадеми€, 2001. Ц 319 с.

36.  агарлицкий, ё.». ¬гл€дыва€сь в будущее: книга о √ерберте ”эллсе / ё.».  агарлицкий / ѕредисл. ѕ. ѕариндера. Ц ћ.:  нига, 1989. Ц 350 с.

37.  арасик, ¬.». Ћингвокультурный типаж (английский чудак) / ¬.».  арасик, ≈.Ќ. ярмакова. Ц ћ.: √нозис, 2006. Ц 240с.

38.  арр,  ƒж. ƒ. јртур  онан ƒойл / ƒж. ƒ.  арр, ’. ѕирсон. Ц ћ.:  нига, 1989. Ц 320 с.

39.  арпов, ј.—. "–ождественска€ песнь в прозе": игра и жизнь „арльза ƒиккенса  / ј.—.  арпов // ‘илол. науки. Ц 1998. Ц є4. Ц —. 31-40.

40.  асаткина, ≈. John Bull вздремнул или "Fin de siecle" по-английски: Ѕританска€ литература 90-х г. (XX в.) // Ќовый мир. Ц 2000. - є8. Ц —. 195-201.

41.  иреева, Ќ.¬. ѕоэтика романов –оберта —тоуна // Ќ.¬.  иреева: ћ-во образовани€ –‘. Ѕ√ѕ”. Ц Ѕлаговещенск: »зд-во Ѕ√ѕ”, 2002. Ц 191 с.

42.  орабли мысли: сборник. јнглийские и французские писатели о книге, чтении, библиофилах / —ост. ¬.¬.  унин. Ц ћ.:  нига, 1986. Ц 304 с.

43. Ћевидов, ћ.ё. ѕутешествие в некоторые отдаленные страны мысли и чувства ƒжонатана —вифта, сначала исследовател€, а потом воина в нескольких сражени€х / ћ.ё. Ћевидов. Ц ћ.:  нига, 1986. Ц 287 с.

44. Ћеонова, Ќ.». јнглийска€ литература 1890-1960: ”чебное пособие по англ. €з. / Ќ.». Ћеонова, √.». Ќикитина. Ц ћ.: ‘линта, Ќаука, 2001. Ц 144 с.

назад

45. Ћотман, ё.ћ. ќ поэтах и поэзии: јнализ поэтического текста. —татьи и исследовани€ / ё.ћ. Ћотман. Ц —ѕб.: »скусство, 1996. Ц 846 с.

46. Ћотман, ё.ћ. —труктура художественного текста / ё.ћ. Ћотман. Ц —ѕб.:  »скусство, 1998. Ц 704 с.

47. Ћюбимова, ј.‘. ѕроблематика и поэтика романов √. ”эллса 1900-1940-х гг. / ј.‘. Ћюбимова. Ц »ркутск: »зд-во »ркут. ун-та, 1990. Ц 103 с.

48. ћетлина, ќ. ѕоздние романы √рэма √рина в зеркале англо€зычной критики / ќ. ћетлина // ¬ест. ћоск. ун-та. —ер. 9 ‘илологи€. Ц 1999. Ц є6. Ц —. 29-34.

49. ћихальска€, Ќ.ѕ., јникин √.¬. јнглийский роман XX века. Ц ћ.: ¬ысша€ школа, 1982. Ц 191 с.

50. ћоруа, ј. Ѕайрон / ј. ћоруа. Ц ћинск: ѕолым€, 1990. Ц 415 с.

51. ќруэлл, ƒж. "1984" и эссе разных лет / —ост. ¬.—. ћуравьев; предисл. ј.ћ. «верева. Ц ћ.: ѕрогресс, 1989. Ц 384 с.

52. ѕарфенов, ј.“. Ѕен ƒжонсон и его комеди€ "¬ольпоне" / ј.“. ѕарфенов. Ц ћ., 1982. Ц 174 с.

53. ѕетрушевский, ƒ.ћ. ќчерки по истории английского государства и общества в средние века. »зд. 5 / ƒ.ћ. ѕетрушевский. Ц ћ.: Ёдиториал ”–——, 2003. Ц 232 с.

54. ѕоздн€кова, Ћ.–. »стори€ английской и американской литературы / Ћ.–.ѕоздн€кова. Ц –остов н/ƒ: ‘еникс, 2002 Ц  318 с.

55. ѕоющий трилистник: сборник / ѕер. с ирланд. ». —ергича, √. јршинникова. Ц Ћ.: ƒет. лит., 1984. Ц 190 с.

56. ѕредани€ кельтов Ѕретани / ѕер. с бретон. и лат. ј. ћурадовой; ѕод общ. ред. ј. ѕлатова. Ц ћ.: ћенеджер, 2001. Ц 319 с.

57. ѕристли, ƒ.Ѕ. «аметки на пол€х: ’удожественна€ публицистика / ƒ.Ѕ. ѕристли / —ост., авт. предисл. и коммент. ≈.ё. √ениева. Ц ћ.: ѕрогресс, 1988. Ц 462 с.

58. ѕроскурнин, Ѕ.ћ. »стори€ зарубежной литературы. «ападноевропейска€ реалистическа€ проза: учеб. пособие дл€ студ. пед. вузов по спец. "‘илологи€" / Ѕ.ћ. ѕроскурнин, –.‘. яшенькина. Ц ћ.: ‘линта: Ќаука, 1998. Ц 411 с.

59. ѕурищев, Ѕ.». «арубежна€ литература средних веков: учебное пособие / Ѕ.». ѕурищев. Ц ћ.: ѕросвещение, 1975. Ц 399 с.

назад

60. —ноу, „.ѕ. ѕортреты и размышлени€. ’удожественна€ публицистика / „.ѕ. —ноу / ѕредисл. —.». Ѕэлзы. Ц ћ.: ѕрогресс, 1985. Ц 368 с.

61. —овременный толковый словарь русского €зыка / √л. ред. —.ј.  узнецов. Ц —ѕб.: ЂЌоринтї, 2001. Ц 960 с.

62. —овременное зарубежное литературоведение: —траны «ападной ≈вропы и —Ўј:  онцепции, школы, термины / –јЌ, »н-т науч. информ. по общественным наукам. Ц ћ.: »нтрада, 1999. Ц 319 с.

63. —оловьева, Ќ.ј. ” истоков английского романтизма / Ќ.ј. —оловьева. Ц ћ.: »зд-во ћ√”, 1988. Ц 236 с.

64. “айна „арльза ƒиккенса: [—борник / ¬сесоюз. гос. б-ка иностр. лит.; —ост. ≈.ё. √ениева, Ѕ.ћ. ѕарчевска€]. Ц ћ.:  н. палата, 1990. Ц 534 с.

65. “еккерей в воспоминани€х современников. Ц ћ.: ’удож. лит., 1990. Ц 527 с.

66. “олкачев, —.ѕ. ћультикультурный контекст современного английского романа / —.ѕ. “олкачев //‘илол. науки. Ц 2002. Ц є4. Ц —. 23-34.

67. “умбина, ќ.¬. Ћекции по английской литературе / ќ.¬. “умбина. Ц —ѕб.:  аро, 2003. Ц 372 с.

68. “угушева, ћ.ѕ. Ўарлотта Ѕронте / ћ.ѕ. “угушева. Ц ћ.: –адуга, 1982. Ц 236 с.

69. Ёти загадочные англичанки: [—борник]: ѕер. с англ. / [—ост. и авт. предисл. ≈.ё. √ениева]. Ц ћ.: ѕрогресс, 1992. Ц 505 с.

70. ”айльд, ќ. De profundis / ќ. ”айльд. Ц ћ.: Ё —ћќ ѕресс, 2000. Ц 462 с.

71. ”айльд, ќ. ѕолное собрание стихотворений и поэм / ќ. ”айльд: пер. с англ. / ѕредисл., сост. и коммент. ≈.¬. ¬итковского. Ц —ѕб.: ≈врази€, 2000. Ц 428 с.

72. ”илсон, Ё. ћир „арльза ƒиккенса / Ёнгус ”илсон. Ц ћ.: ѕрогресс, 1975. Ц 321 с.

73. ”иль€мс, “. “рамвай "∆елание";  ошка на раскаленной крыше; Ќочь игуаны: ѕьесы / “. ”иль€мс: пер. с англ. Ц —ѕб.: јзбука классики, 2004.. Ц 374 с.

назад

74. ”рнов, ƒ.ћ.  ƒефо / ƒ.ћ. ”рнов. Ц ћ., 1978. Ц 184 с.

75. ”рнов, ћ.¬. ¬ехи традиции в английской литературе / ƒ.ћ. ”рнов. Ц ћ., 1986. Ц 312 с.

76. ”эллс, —. Ўекспировска€ энциклопеди€ / —. ”эллс / ѕер. с англ. Ц ћ.: ќјќ »здательство "–адуга", 2002. Ц 272 с.

77. ‘едоров, ј.ј. »дейно-эстетические аспекты развити€ английской прозы (70-е-90-е гг. XIX вв.) / ј.ј. ‘едоров. Ц —вердловск: »зд-во ”рал. ун-та, 1990. Ц 188 с.

78. ’оллидей, ‘. Ўекспир и его мир / [ѕредисл., пер. и коммент. ¬.’аритонова] / ‘. ’оллидей. Ц ћ.: –адуга, 1986. Ц 523 с.

79. ’раповицка€, √.Ќ. »стори€ зарубежной литературы. «ападноевропейский и американский романтизм / √.Ќ. ’раповицка€, ј.¬.  оровин. Ц ћ.: ‘линта Ќаука, 2002. Ц 406 с.

80. ÷ьовх, я.». Ёстетическа€ функци€ колорита в форсайтовском цикле ƒ. √олсуорси:   проблеме анализа стил€ / я.». ÷ьовх // Ќауч. докл. высш. шк. ‘илол. науки. Ц 1982. Ц є 4 Ц —. 32-37. 

81. Ўайтанов, ».ќ. »стори€ зарубежной литературы. Ёпоха ¬озрождени€. ¬ 2-х т. “.1: учеб. дл€ студ. вузов / ».ќ. Ўайтанов. Ц ћ.: ¬ладос, 2001. - 206 с.

82. Ўайтанов, ».ќ. »стори€ зарубежной литературы. Ёпоха ¬озрождени€. ¬ 2-х т. “.2: учеб. дл€ студ. вузов / ».ќ. Ўайтанов. Ц ћ.: ¬ладос, 2001. - 222 с.

83. Ўекспир, ”. —онеты / ”. Ўекспир: на англ. €з. с параллельным русским текстом / —ост. ј.Ќ. √орбунов. Ц ћ.: –адуга, 1984. Ц 368 с.

84. Ўекспир, ”. —онеты / ”. Ўекспир; —ост., предисл., коммент., справочно-методич. материалы ».ќ. Ўайтанова. Ц ћ.: ј—“: ќлимп, 2002. Ц 745 с.

85. Ўенбаум, —. Ўекспир.  ратка€ документальна€ биографи€ / —. Ўенбаум. Ц ћ.; –адуга, 1985. Ц 94 с.

назад

86. Ёнциклопедический словарь английской литературы XX века /отв. ред. ј.ѕ. —арухан€н; »н-т мировой лит. им. ј.ћ. √орького –јЌ. Ц ћ.: Ќаука, 2005. Ц 541 с. 

87. Ackroyd Peter. London. The Biography / P. Ackroyd. Ц Vintage, 2001. Ц 822 p.

88. Bayley, J. Iris: A Memoir of Iris Murdoch / J. Bayley. Ц London: Abacus, 2002. Ц 294 p.

89. British Fiction Today / Edited by Philip Tew and Rod Mengham. Ц London: Continuum, 2006. Ц 202 p.

90. Burgess, A. English Literature. A Survey for Students / A. Burgess. Ц Essex, 1996.

91. Childs, P. Contemporary Novelists. British Fiction Since 1970 / Peter Childs. Ц London: Palgrave Macmillan, 2005. Ц 288 p.

92. Gower, R. Past into Present. An Anthology of British and American Literature / R. Gower. Ц Longman, 2000.

93. Longman Dictionary of English Language and Culture. Ц Pearson Education Limited, Edinborough Gate, Harlow, Essex Cm20 2JE, England, 2000. Ц 1568 p. 

94. Ousby, I. The Cambridge Guide To Literature in English / I. Ousby. Ц Cambridge, 1995. Ц 714 р.

95. Oxford Guide to British and American Culture / ed. by Jonathan Crowther. Ц Oxford University Press, 2003. Ц 600 p. 

96. Rennison, N. Contemporary British Novelists / Nick Rennison. Ц London and New York: Routledge, Taylor & Francis Group, 2005. Ц195 p.

97. Rogers, P. Illustrated History of English Literature / Pat Rogers. Ц Oxford University Press, 1987. Ц 528 p.

98. Sanders, A. The Short Oxford History of English Literature / A. Sanders. Ц Oxford University Press, 1996. Ц 718 p.

назад

»стори€ литературы —Ўј

1.  јллен, √. Ёдгар ѕо / √. јллен / ѕер. с англ. —. —илищева. Ц ѕослесл. ћ. ”рнова. Ц ћ.: ћолода€ гварди€, 1984. Ц 334 с.

2.  јмериканска€ романтическа€ проза: сборник / —ост. ј.Ќ. Ќиколюкин. Ц ћ.: –адуга, 1984. Ц 528 с.

3. Ѕалтроп, –. ƒжек Ћондон, человек, писатель, бунтарь / –. Ѕалтроп. Ц ћ.: ѕрогресс, 1981. Ц 121 с.

4. Ѕатурин, —.ƒ. —тейнбек и традиции американской литературы / —.ƒ. Ѕатурин. Ц ћ.: –адуга, 1984. Ц 231 с.

5. ¬енедиктова, “.ƒ. ѕоэзи€ ”олта ”итмена / “.ƒ. ¬енедиктова. Ц ћ.: ѕрогресс, 1982. Ц 144 с.

6. √иленсон, Ѕ.ј. »стори€ литературы —Ўј: учеб. пособие дл€ студ. филологических факультетов ун-в и высш. пед. учеб. заведений / Ѕ.ј. √иленсон. Ц ћ.: јкадеми€, 2003. Ц 707 с.

7. «верев, ј.ћ. ћодернизм в литературе —Ўј. ‘ормирование, эволюци€, кризис. / ј.ћ. «верев. Ц ћ.: ѕрогресс, 1979. Ц 164 с.

8. «верев, ј.ћ. јмериканский роман 1920-1930-х гг. / ј.ћ. «верев. Ц ћ.: ѕрогресс, 1982. Ц 246 с.

9. »ван€н, Ё.ј. »стори€ —Ўј / Ё.ј. »ван€н. Ц ћ.: ƒрофа, 2004. Ц 674 с.

10. »стоки и формирование американской национальной литературы XVII-XVIII вв. / ѕод ред. я.Ќ. «асурского . Ц  ћ.: Ќаука, 1985. Ц 385 с.

11. »стори€ литературы —Ўј: Ћитература колониального периода и эпохи ¬ойны за независимость XVII-XVIII вв. / »н-т мировой литературы –јЌ.: –ед. кол. ћ.ћ.  оренева. Ц “.1. Ц ћ.: Ќаследие, 1997. Ц 829 с.

12. »стори€ литературы —Ўј: Ћитература эпохи романтизма /  »н-т мировой литературы –јЌ.: ќтв. ред. ј.ћ. «верев. Ц “.2.  Ц ћ.: Ќаследие, 1999. Ц 461с.

13. »стори€ литературы —Ўј: Ћитература сер. XIX в. (позд. романтизм) / »н-т мировой литературы –јЌ.: ќтв. ред. ≈.ј. —теценко. Ц “.3. Ц ћ.: Ќаследие, 2000. Ц 612 с.

14.  ашкин, ».ј. Ёрнест ’емингуэй / ».ј.  ашкин. Ц ћ.: ѕрогресс, 1976. Ц 217 с.

15. Ћевидова, ».ћ. ќ.√енри и его новелла / ».ћ. Ћевидова. Ц ћ.: ѕрогресс, 1973. Ц 169 с.

назад

16. Ћидский, ё.я. “ворчество Ё. ’емингуэ€ / ё.я. Ћидский. Ц  иев, 1973. Ц 188 с.

17. Ћитературна€ истори€ —Ўј / ѕод ред. –. —пиллера, ”. “орпа, “.Ќ. ƒжонсона, √.—.  энби. Ц ћ.: ѕрогресс, 1978. Ц 432 с.

18. –онгонен, Ћ.». √енри Ћонгфелло и его поэма "ѕеснь о √айавате" / Ћ.». –онгонен. Ц ћ.: ѕрогресс, 1982. Ц 118 с.

19. —авуренок, ј. . –оманы ”. ‘олкнера 1920-1930-х годов / ј. . —авуренок. Ц Ћ.: ƒет. лит., 1979. Ц 232 с.

20. —овременна€ американска€ новелла. 70- 80-е годы (XX в): сборник / —ост. и предисл. ј. «верева. Ц ћ.: –адуга, 1989. Ц 560 с.

21. —тарцев, ј.». ќт ”итмена до ’емингуэ€ / ј.». —тарцев. Ц ћ.: —ов. писатель, 1981. Ц 375 с.

22. —тоун, ». ћор€к в седле. ’удожественна€ биографи€ ƒжека Ћондона / ». —тоун. Ц ћ.:  нига, 1984. Ц 271 с.

23. ‘инкельштейн, ».Ћ. ’емингуэй Ц романист / ».Ћ. ‘инкельштейн. Ц √орький, 1974. Ц 169 с.

24. ‘ицджеральд, ‘.—. ѕортрет в документах: ’удожественна€ публицистика / ‘.—. ‘ицджеральд / ѕредисл. и коммент. ј. «верева. Ц ћ.: ѕрогресс, 1984. Ц 344 с.

25. ’рестомати€ по американской литературе. XIX век. (романтизм) / —ост., вступ. ст. и коммент. Ќ.ј. јнастасьева и —. . ћилославской. Ц ћ.: ѕросвещение, 1983. Ц 421 с.

26. Ўейнкер, ¬.Ќ. –оманы ƒж. ‘.  упера о  ожаном чулке и некоторые вопросы американского романтизма / ¬.Ќ. Ўейнкер. Ц ћурманск, 1968. Ц 137 с.

27. American Literature. The Norton Anthology. Vol. 1,2. Ц New York, 1998.

28. Five Points. / Ed. by David Bottoms & Megan Sexton / Vol. 11, є 3. Ц Atlanta, 2007.

29. High, P. An Outline of American Literature / P. High. Ц New York, 1995.

30. Holman, C. A Handbook to Literature / C. Holman. Ц Macmillan Harmon Publishing Company, New York, 1992.

31. Young, D. The Situation of the Story: Short Fiction in Contemporary Perspective / D. Young. Ц Boston^ Bedford Books of St. Martin's Press, 1993.

  назад