Новостная лента

Робототехника в Китае
9 Октября 2018

Робототехника в Китае

С 15 по 21 июня в городе Харбин на базе научно-технического университета был  организован Китайско-Российский летний лагерь «Звезда науки и техники 2018».

С китайской стороны в лагере приняли участие три группы ребят из городов Хэйхэ,  Суйфэньхэ и Дацин. С российской стороны были приглашены учащиеся из Амурской области, Приморского края и Хабаровска. Возраст всех ребят был от 12 до 15 лет. Программа лагеря предполагала обмен опытом, совместные занятия детей по направлению робототехника.

Отбор ребят, для формирования команды из Амурской области, проводился по двум основным критериям: возраст и навыки работы в области робототехники. В команду вошли 10 человек, учащиеся 7-8 классов лицея БГПУ, школ города Благовещенска и села Тамбовка.

В Харбин мы приехали рано утром, нас тепло встретили переводчики, покормили вкусным завтраком и расселили по комнатам. Днем мы знакомились с окрестностями университета. Территория оказалась большой, мы нашли шесть учебных корпусов, площадь для проведения официальных мероприятий, несколько общежитий, несколько магазинов, стадион с футбольным полем, теннисный корт, спортивную площадку с турниками, брусьями, полосой препятствий…

В течение всего дня прибывали команды участников. Вечером мы были на огоньке знакомств. Рассказывали о своих городах и поселках, знакомились с правилами поведения и режимом занятий.

Каждый день пребывания был разбит на две части: утром два урока продолжительностью по 2 часа, после обеда - экскурсии, игры, общение.

Для занятий китайских и российских ребят разбили на пары. Ребятам приходилось вместе выполнять разные задания, помогать друг другу, иногда, обучать друг друга. Переводчики не успевали оказать помощь всем ребятам, тогда выяснилось, что дети могут договориться на английском языке. На международном языке дети узнали друг о друге и рассказали на смене друг  другу многое. Языковой барьер при личном общении был успешно преодолен.

Первым уроком в нашей группе были занятия с наземным роботом. В программе значились темы:

·                   испытание противовеса;

·                   балансный автомобиль для упражнений S-изгибов;

·                   упражнения S-изгибов, взявшись за рукоятку;

·                   напольная поездка S-изгибов.

Нас это несколько насторожило, показалось, что темы очень сложные. Но на первом же занятии все страхи рассеялись. Наземный робот оказался гироскутером, за несколько дней ребятам нужно было освоить различные техники езды на этом роботе.

К концу смены ребята умели ездить по прямой, разворачиваться, ездить змейкой, водить мяч клюшкой. Во время обучения были проведены промежуточные соревнования: эстафета по прямой, эстафета змейкой, эстафета с ведением мяча. Команды на соревнованиях были смешанные, поэтому победила дружба! Но все же, проигравшая команда исполняла песню, звучали песни на русском, китайском и английском языках.

На этих занятиях чувствовался языковой барьер. Некоторые понятия вызывали сложности перевода и нам приходилось догадываться что они означают. Но мы справились. Хотим сказать большое спасибо педагогам, организаторам занятий  - они провели серьезную работу по обеспечению безопасности детей. Какие бы ни были сложные и скоростные упражнения ни кто из ребят не пострадал.

Второй урок нашей группы был связан с лего-конструированием робототехнических устройств. В классе дети за партами сидели парами, у каждого ребенка был свой набор конструктора. Один учитель вел основное объяснение последовательности сборки устройства и 5-7 педагогов находились в классе, готовые в любой момент подсказать и помочь.

Здесь нашим школьникам было сложнее, они скорее додумывали и догадывались, что говорит педагог. Специфика области не позволяла переводчикам делать дословные подробные переводы. Наши ребята и здесь удачно справились. В отличившихся за день всегда были представители России: трижды хвалили Амурских мальчишек и один раз Приморца. Отличия отмечали разные: скорость сборки, знание законов физики (что  позволяло собрать эффективное устройство), неформальный подход (от чего устройство приобретало идеальную схожесть с прототипом или получало новую функциональную возможность).

Вот какие устройства собраны детьми за учебные занятия:

·                   машина, управляемая голосом;

·                   электропила;

·                   робот для игры в пинг-понг;

·                   робот для игры «камень-ножницы-бумага».

Педагогам, работавшим в классе, спасибо! Не просто объяснить иностранцу как собрать робота. Занятия были интересные, ребята всегда выходили довольные!

После обеда мы много путешествовали,  знакомились с достопримечательностями города Харбин. Мы ходили по городу, ездили на «Солнечный остров», гуляли по ботаническому саду, где нашли поляну динозавров, забирались на здание Харбинского оперного театра, которое построено в виде извивающегося дракона, смотрели кино в современном 3D кинотеатре, посетили технический центр – это была самая замечательная экскурсия, по мнению детей.

В центре 4 этажа, в нем собраны различные устройства, которые демонстрируют законы многих наук. Макет уха человека – крикнул и посмотрел, как идет сигнал. Макет внутренних органов человека – взял и разложил все по своим местам. Демонстрировались законы физики – по электричеству, магнетизму, оптике, был даже макет древнего вечного двигателя. Наглядно доказывались геометрические теоремы, например, теорема Пифагора. Мы видели сражение роботов на шпагах, танцы роботов. Все экспонаты можно было трогать, ставить эксперименты. Дети дружно отметили, что им не хватило времени наиграться и проверить все законы.

Мальчишки провели дружеский футбольный матч. Большую часть российской команды составляли ребята из Приморья. Финальный счет 4:1, в пользу России. В последний день нас фотографировали на футбольном поле с квадрокоптера. Получились замечательные фотографии.

На закрытии детям вручили выпускные документы – сертификаты, подтверждающие прохождение курсов по двум направлениям в области робототехники, в очень красивой бархатной обложке. Был заключительный концерт. Китайские дети показали танцы в национальных костюмах, игру на национальных музыкальных инструментах. Были просто самодеятельные номера – песни и танцы от участников обеих сторон.

А еще, все дни пребывания в лагере нас очень вкусно кормили в трехэтажной большой столовой университета. Мы попробовали много новых китайских блюд. Спасибо поварам!

Спасибо всем организаторам данной поездки. Мы поучились, обменялись опытом, отдохнули и познакомились с новыми людьми, приобрели друзей. Продолжаем поддерживать отношения с китайскими коллегами. 

Другие новости
23 Апреля 2024

Конференция

25 апреля в БГПУ пройдет самое масштабное научное событие года в жизни Университета - 2(73) итоговая научно-практическая конференция студентов и преподавателей, в ходе которой будут представлены доклады по результатам исследований, проведённых в этом учебном году. 

Подробнее
23 Апреля 2024

Экспедиция в город Свободный

С 18 по 19 апреля в г. Свободный проходила выездная педагогическая экспедиция факультета педагогики и психологии

Подробнее
23 Апреля 2024

Телемост с Китаем

25 апреля в 15.00 состоится телемост с Китаем «Русский язык – успешный старт в профессии»

Подробнее